Регистрация обособленного подразделения
У юридического лица в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности может появиться потребность в открытии обособленных подразделений на территории других регионов Российской Федерации. Перед тем как углубиться в процесс регистрации, необходимо понять юридический статус обособленного подразделения.
Причиной такой потребности может быть как расширение бизнеса, так и оптимизация работы юридического лица, учитывая экономические особенности разных регионов. Существуют и другие причины, каждая из которых зависит от индивидуального управления юридическим лицом.
Перед тем как углубиться в более детальное рассмотрение системы процесса регистрации, необходимо понять юридический статус обособленного подразделения.
Виды обособленных подразделений
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обособленные подразделения делятся на Представительства и Филиалы.

Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. К такой работе может относиться: маркетинговая деятельность с исследованием регионального рынка на предмет дальнейшего развития компании, взаимодействие с клиентами, развитие партнерской сети, организацию сертифицированных учебных курсов и другие подобные работы.
Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Предпочтительная форма обособленного подразделения выбирается, исходя из потребностей юридического лица. В первую очередь, необходимо определиться с видом деятельности, которую планирует осуществлять юридическое лицо на территории того или иного региона. Опираясь на Гражданский Кодекс и вышеприведенные доводы можно сделать вывод, что функции Филиала намного шире функций представительства.
Порядок регистрации
Процедура регистрации филиала и представительства мало чем отличается.
Гражданский кодекс гласит, что филиалы и представительства (далее – «обособленные подразделения») не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).
Шаг 1: Внесение изменений в учредительные документы
Перед тем, как преступить к регистрации обособленного подразделения на территории того или иного региона необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы самого юридического лица, что является обязательным требованием законодательства.
Регистрация такого рода изменений осуществляются в налоговом органе по месту государственной регистрации юридического лица. Документы для регистрации вышеуказанных изменений должны быть предоставлены в налоговый орган в трехдневный срок с момента принятия решения об открытии подразделения. В случае не своевременного предоставления документов налоговый орган имеет право призвать должностное лицо организации к административной ответственности, а именно взыскать с руководителя юридического лица административный штраф в размере 5 000 (пяти тысяч) российских рублей.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем (исключительно лицом имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению заявления, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Постановлением Правительства РФ №439 от 19.06.2002 г.
Перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с созданием подразделения указан в статье 17 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). В свою очередь документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, может быть выдан регистрирующим органом заявителю или лицу, действующему на основании доверенности.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 08.08.2001 года.
Пошлина
В соответствии со статьей 17 ФЗ №129-ФЗ юридическое лицо обязано уплатить государственную пошлину в соответствии с законом о налогах и сборах. В свою очередь Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует размер государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Её размер составляет 20 процентов размера государственной пошлины, предусмотренной за государственную регистрацию юридического лица, а именно 800 российских рублей. Пошлина уплачивается лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, в данном случае лицом, выступающим в качестве заявителя при государственной регистрации изменений.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации изменения является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Сроки
Государственная регистрация осуществляется в срок пять рабочих дней не считая дня представления документов в регистрирующий орган. По итогам государственной регистрации изменений, связанных с созданием филиала, регистрирующий орган выносит Решение о государственной регистрации. Решение принятое регистрирующим органом, является основанием внесения записи о создании филиала в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ).
Моментом государственной регистрации изменений признается внесение регистрирующим органом записи о создании филиала в ЕГРЮЛ. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации налоговый орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Дата регистрации
Понятие «дата создания подразделения» часто вызывает споры. Гражданским кодексом предусмотрено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, датой создания подразделения юридического лица следует считать дату внесения в ЕГРЮЛ записи о регистрации изменений, связанных с созданием подразделения. Но часто региональные налоговые органы трактуют законодательство иначе и датой создания подразделения считают дату принятия решения о его открытии. Для того, чтобы избежать споров с государственными органами лучшим выходом из ситуации можно считать лишь грамотно составленное решение, в котором можно прописать пункт, указывающий на дату начала работы обособленное подразделения или же другие положения, к которым налоговый орган не будет иметь претензий.
Шаг 2: Постановка подразделения на налоговый учет
Согласно налоговому кодексу обособленное подразделение юридического лица подлежит постановке на налоговый учет по месту его нахождения.
Территориальная налоговая
Налоговый кодекс предусматривает срок в течение, которого подразделение должно быть поставлено на налоговый учет по месту его нахождения.В течение тридцати дней с момента создания подразделения, юридическое лицо обязано представить в территориальный налоговый орган пакет документов для регистрации подразделения (пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). В противном случае на руководителя организации будет наложен штраф в соответствие с Кодексом об Административных Правонарушениях.
При постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений организации присваивается код причины постановки на учет (КПП). Для этого в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения необходимо представить заявление о постановке на налоговый учет, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту его нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. В качестве документов, подтверждающих создание обособленное подразделение, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений о филиале (представительстве), положение о филиале (представительстве).
При наделении филиала полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия. Обычно такой документ составляется в произвольной письменной форме и прикладывается к пакету документов для регистрации обособленного подразделения.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов.
По итогам регистрации территориальный налоговый орган, осуществивший постановку на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения, выдает ему (направляет по почте) уведомление о постановке на учет по форме №09-1-3. После чего в течение одного рабочего дня налоговый орган по месту регистрации обособленного подразделения обязан направить информационное письмо в налоговый орган регистрации юридического лица о постановке на учет и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) его обособленного подразделения.
Внебюджетные фонды
В зависимости от того, кого юридическое лицо укажет в качестве налогоплательщика при постановке на налоговый учет, зависит необходимость вставать на учет во внебюджетные фонды и комитет статистики. Так если обособленное подразделение будет являться самостоятельным плательщиком налогов и будет иметь расчетный счет, постановка на учет во внебюджетные фонды и комитет статистики обязателен. Так если юридическое лицо планирует предоставить обособленному подразделению отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц со счетов обособленного подразделения, постановка на учет во внебюджетные фонды и комитет статистики обязательна. В случае, если все выплаты будут осуществляться исключительно со счетов юридического лица требуется только постановка на налоговый учет.
Рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо наделяет обособленное подразделение отдельным балансом. В таком случае юридическому лицу необходимо встать на учет в фондах социального страхования, пенсионного страхования, а также получить письмо из органа статистики по месту нахождения обособленного подразделения.
Регистрирующий орган обязан в пятидневный срок с момента регистрации изменений, представить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о создании филиала, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в государственные внебюджетные фонды.
Порядок регистрации в каждом из внебюджетных фондов осуществляется в соответствия с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ от 24.07.1998 г. и Постановлением Правления ПФ РФ № 296п от 13 октября 2008г. «Об утверждении порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах пенсионного фонда в РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам») соответственно.
Заявление и пакет документов для осуществления регистрации в качестве страхователя должны быть направлены во внебюджетные фонды не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения. Перечни документов и формы заявлений утверждены Правительством Российской Федерации для каждого фонда индивидуально. После регистрации обособленного подразделения внебюджетные фонды обязаны выдать (направить по почте) информационные письма (свидетельства) о постановке на учет с присвоенным учетным номером.
Регистрация во внебюджетных фондах и государственном органе статистики может происходить параллельно, но только после постановки юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения.
Болдырев Андрей
© АудитГрупп, 2011